Спасибо Сергею Александровичу за катарсический доклад! И за то, что он нашел возможность приехать в Пушкинский Дом и открыть первое заседание! Если будут вопросы, задавайте, пожалуйста, я ему передам по телефону. СД
Р. Р. Кожухаров СЛОВО КАК «ЛОГОС»: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СИМВОЛИСТСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕАЛЬНОСТИ И РЕАЛИЗМЕ В МАНИФЕСТАХ АКМЕИСТОВ Акмеисты, стремясь к обретению «более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме» (Н. Гумилев), обретают это знание в слове, которое понимается не только как материал для поэтического строительства, но – как Слово с большой буквы, «Логос, такая же прекрасная форма, как музыка для символистов» (О. Мандельштам). Эта насущная для акмеистической идейно-эстетической программы установка актуализирует проблематику познания и подражания реальности с учётом феноменов «обретения знания», «узнавания», ракурс восприятия акмеизма как «послесимволического течения» (Н. Гумилев), стремящегося к «синтезу, гегелевскому “снятию” антитетичности между несколькими соперничавшими течениями» (О. Ронен), где под «соперниками» подразумеваются реализм и романтизм, художественные системы, осмысленные не только исторически, но и типологиче...
Владислава Сергеевна Сычева, Анагноризис революции: любовь как путь постижения русской истории в романе А. Мариенгофа «Циники» Анагноризис, переживаемый главным героем романа А. Мариенгофа «Циники», обнажает истинное лицо революции, воплощением и жертвой которой становится роковая красавица Ольга Константиновна. Постижение истины происходит постепенно: лишь самоубийство супруги открывает Владимиру глаза на силу ее характера и жестокость происходящих событий. Эти откровения воплощаются через неканоническую эстетику художественного метода Мариенгофа: в эпатирующем сочетании красоты и гнусности, характерном для символистской и постсимволистской культуры.
Про слепоту и прозрение Как известно нашей просвещенной и избранной аудитории, эффектный пример анагноризиса привел Аристотель: царь Эдип узнал о своем происхождении (переход от неведения к знанию персонажа), и ослепил себя. И здесь для нас важен мотив просветления-ослепления. И в буквальном, и в метафорическом смысле. Эдип слеп в своем незнании, потом он прозревает, но ослепляет себя. Метафора прозрения / ослепления буквализуется. И зритель / читатель не совсем способен понять эту эзотерическую связь. После анагроризиса (узнавания) наступает эмпирическая слепота. И только после этого наступает катарсис – как и у персонажей, так и у зрителей. Совсем по-другому эта схема работает в Новом завете, в сюжете о пути в Дамаск. Савл слеп в своем неведении, он преследует христиан. И он обретает эмпирическую слепоту после встречи с Господом на дороге: «Савл встал с земли и с открытыми глазами ничего не видел» (Деян 9:8). «И три дня он не видел, и не ел и не пил» (Д...
Спасибо Сергею Александровичу за катарсический доклад! И за то, что он нашел возможность приехать в Пушкинский Дом и открыть первое заседание!
ОтветитьУдалитьЕсли будут вопросы, задавайте, пожалуйста, я ему передам по телефону. СД
Спасибо!
ОтветитьУдалить