В. С. Сычева
Владислава Сергеевна Сычева,
Анагноризис революции: любовь как путь постижения русской истории в романе А. Мариенгофа «Циники»
Анагноризис, переживаемый главным героем романа А. Мариенгофа «Циники», обнажает истинное лицо революции, воплощением и жертвой которой становится роковая красавица Ольга Константиновна. Постижение истины происходит постепенно: лишь самоубийство супруги открывает Владимиру глаза на силу ее характера и жестокость происходящих событий. Эти откровения воплощаются через неканоническую эстетику художественного метода Мариенгофа: в эпатирующем сочетании красоты и гнусности, характерном для символистской и постсимволистской культуры.
Спасибо за очень интересный доклад!
ОтветитьУдалитьВы упоминали, что у героя понятие о возвышенной любви видоизменяется, пройдя множество испытаний - бытовых и нравственных. Мне стало интересно, а происходит ли прозрение с социальной (или политической) точки зрения в данном произведении?
Анастасия, благодарю за вопрос! Смерть Ольги смещает фокус внимания Владимира с собственных переживаний и побуждает его задуматься о мотивации ее поступка. Ее самоубийство как раз и служит катализатором его анагноризиса революции, т.к. потеря самого дорогого открывает герою глаза на то, что раньше он предпочитал игнорировать.
УдалитьСпасибо за увлекательный доклад! Скажите, пожалуйста, можно ли анализировать героев романа с точки зрения биографических данных самого А.Б.Мариенгофа?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! Безусловно, мировосприятие Мариенгофа, которого называли "последним денди эпохи", отражается в эстетствующем образе жизни героев. Встречаются в романе и отсылки к его реальному окружению (неслучайно прообразом Ольги считают актрису Юлию Дижур, супругу Шершеневича, покончившую жизнь самоубийством). Однако называть произведение автобиографическим было бы ошибкой.
УдалитьДобрый день. Владислава Сергеевна, Вы в докладе говорите, что Ольга хорошо видела и чувствовала "раны революции" и параллельно с этим она, как и ее супруг, испытала анагноризис, но только в личной жизни: поняла, что любит Владимира. Как Вам кажется, почему это осознание не спасло героиню от трагического исхода? И я правильно понимаю, что в романе личное тесно переплетено с социальным? Более того, судьба героев доказывает невозможность принципа "футлярной" жизни?
ОтветитьУдалитьЗаранее благодарю за ответ.
Благодарю за вопрос! В докладе рассматривается анагноризис Владимира, к которому осмысление происходящего приходит постепенно. Характер Ольги в этом плане более статичен, так же, как и скрытая за маской хладнокровного кокетства изощренная любовь к супругу. В отличие от Владимира, Ольга изначально осознает безысходность положения интеллигенции и лишь оттягивает момент самоубийства.
УдалитьЧто касается социального аспекта, то революция сама по себе -- явление социальное, поэтому рассматривать сюжетную линию романа вне исторического контекста не представляется возможным. Герои вынуждены взаимодействовать с окружающей их действительностью, и если Владимир уходит в себя, концентрируясь на собственных переживаниях, то Ольга вовсе не пытается игнорировать внешние события -- недаром она заявляет Сергею о желании "быть полезной мировой революции".
Спасибо, Владислава Сергеевна! То есть, в "Циниках" "анагноризис революции" совсем не переходит в катарсис. А у кого из авторов этого времени переходит? У большевистских писателей? И то, когда персонажами не становятся утонченные интеллигенты?
ОтветитьУдалитьБлагодарю за вопрос, Сергей Викторович! Понятие катарсиса едва ли соотносимо с большевиками, разве что в упрощенном его понимании. Если говорить об интеллигенции, то своеобразное "упоение стихией" переживают герои романа Пильняка "Голый год", где развиваются идеи "Двенадцати" Блока, но и их катарсис напоминает скорее предсмертную агонию...
Удалить