Э. Т. Ахмедова

 

Э. Т. Ахмедова

Откровения в тёмной комнате: спиритический сеанс в романе

А. Конан Дойла «Туманная земля»

 

Спиритизм, предполагавший общение людей с духами умерших, появился в середине XIX века как попытка людей удостовериться, что загробный мир и посмертное воздаяние всё ещё существуют. При этом англичан викторианской эпохи уже не удовлетворяло сакральное знание, предоставляемое церковью, поэтому они обратились к научным методам. Спиритический сеанс в своей основе был научным экспериментом, целью которого было получение информации о посмертном существовании. Но в реальности участники сеанса редко относились к происходящему рационально – «появление» умерших друзей и родственников не позволяло им быть объективными. И спиритический сеанс, тем самым, превращался в религиозный ритуал, участники которого часто ждали откровения.

Двойственность этого явления, однако, в английской литературе до А. Конан Дойла практически не освещалась. Немногочисленные описания сеансов в художественной литературе, в основном, либо высмеивали спиритическую практику (как Дж. Шеридан ле Фаню в романе «Всё в темноте», 1862), либо пытались доказать подлинность общения с духами (как Ф. Мэрриет в романе «Послание мертвеца», 1894). Основной функцией сеанса оставалось при этом именно открытие некой истины, раскрытие правды. Даже если, как в романе Г. Уэллса «Любовь и мистер Люишем» (1899), герои выясняют, что медиум на самом деле является шарлатаном. Однако далеко не всегда писатели старались изобразить спиритические сеансы так, как они проходили на самом деле – в них не было скептиков и проверки комнаты, а иногда не было даже медиума, центральной фигуры для подобного мероприятия.

А. Конан Дойл (1859-1930) опубликовал «Туманную землю» в 1826 году как заключительный роман в цикле о профессоре Челленджере. Будучи убеждённым сторонником спиритизма, Конан Дойл пытался художественными методами убедить людей в истинности общения с духами. Но писатель сфокусировался не на теоретических выкладках, а на описании жизни и практики медиумов и своих единоверцев. Поэтому в «Туманной земле» большую часть времени герои проводят на различных спиритических сеансах. Энид Челленджер, дочь профессора, и его друг Эдуард Мелоун собираются подготовить статью, посвящённую спиритизму. Изначально они оба скептики, но постепенно к концу книги становятся сторонниками этого учения. Первый сеанс проходит в спиритической церкви – там много людей и нет никакой возможности объективно оценить действия медиума. Критически относятся к происходящему не только герои, но и читатели, видя, как медиум неправильно произносит имена или путается в описаниях призраков – никакого открытия истины не происходит. Откровения не происходит. Только на втором, частном семейном сеансе у Болсоверов, герои сталкиваются с настоящими призраками. Энид и Малоун видят, как перемещаются предметы, слышат голоса, но всё ещё остаются скептиками. Истинное откровение для Малоуна наступает только на публичном сеансе, когда он видит призрака своей матери. Автор подготавливает читателей к этому событию – сначала жена медиума просит Малоуна выйти из спиритического круга и подойти к призраку, затем герой вглядывается в черты лица привидения и внезапно выкрикивает «Mother!».[1] После этого персонаж окончательно убеждается в истинности сеансов. Но откровения на сеансах бывают и пугающими. А. Конан Дойл описывает сеанс во французской лаборатории, где духи фиксируются на фотографии. Там появляются птица и обезьяна, духи, не имеющие человеческой формы. Здесь Малоун знакомится с обратной стороной спиритизма – странными созданиями, которые могут приходить как с добрыми, так и со злыми намерениями. Каждый сеанс понемногу приобщает Энид Челленджер и Эдварда Малоуна к истине спиритизма, и при этом отражает и научно-религиозную двойственность сеансов. Герои начинают свой путь в церкви, а заканчивают в лаборатории, медиумов проверяют скептики, но люди на сеансах получают откровение и воссоединяются с родственниками.

А. Конан Дойл также, как и его предшественники, показывает спиритический сеанс как момент раскрытия истины о существовании мира духов. Однако он идёт дальше и отражает противоречивую природу спиритического сеанса, пытаясь в той же научно-религиозной манере убедить читателей стать сторонниками спиритизма.

 



[1] Doyle, A. C. The Land of Mist. – New York: A.L. Burt, 1926. P. 92-93.

Комментарии

  1. Спасибо Вам за доклад! Получился довольно интересным, потому что сама тема связана с некой таинственностью, которая не может не привлечь внимание.

    После прочтения Вашего текста возник ряд вопросов:

    1. Вы резюмируете, что .

    А каких предшественников конкретно Вы можете назвать? Какие их работы? Насколько вообще была популярна эта тема?

    2. Какой методологией Вы пользуетесь в своём исследовании? Можно ли однозначно интерпретировать выбранный материал? С чем связано заострение внимания автора на мотиве спиритического сеанса?

    3. В тексте как-то прослеживается определённый лексический уровень спиритического сеанса? Если да, то какую роль играют словесные формулы?

    Заранее спасибо за ответ!

    ОтветитьУдалить
  2. Эльнара Теймуровна, спасибо! Ваше излишне сжатое и емкое изложение вызывает множество вопросов. Опирался ли Дойл на какие-то теоретические работы по спиритизму, на литературных предшественников? Вы ошибочно указываете год написания книги – не 1826, а 1926, к этому времени было уже создано огромное количество произведений с описанием спиритических сеансов, в том числе и в русской литературе. Как часто Дойл сам участвовал в сеансах и какого рода опыт приобрел? Если цель произведения – убедить читателей в существовании спиритизма, то надо ответить и на вопрос: зачем читателям спиритические сеансы? Как «научно-религиозная манера» помогает снять противоречие между официальной религией (Дойл родился в семье католиков) и общением с духами?

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за доклад! Кажется, я не согласен с утверждением докладчика: "Двойственность этого явления, однако, в английской литературе до А. Конан Дойла практически не освещалась". А в англоязычной (американской)? А в Европе? А в России (согласен здесь с С. А. Васильевой, см.выше). Да даже наш Пушкин в дневниковых заметках пишет об увлеченности светским обществом "столоверчением", учениями Месмера и Сведенборга и проч.). И тут, спустя век появилась "Туманная земля" - и все узнали про спиритизм и о "двойственности этого явления" (так выходит из Вашего доклада, простите). Если прогуглить (что легко может сделать любой участник нашей конференции), то текст Вашего доклада входит в некое противоречие с общепринятыми сведениями о спиритизме и его истории. Спасибо!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Р.Р. Кожухаров

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

В. С. Сычева