Э. Т. Ахмедова
Э. Т. Ахмедова
Откровения
в тёмной комнате: спиритический сеанс в романе
А. Конан Дойла «Туманная земля»
Спиритизм, предполагавший общение людей с духами
умерших, появился в середине XIX
века
как попытка людей удостовериться, что загробный мир и посмертное воздаяние всё
ещё существуют. При этом англичан викторианской эпохи уже не удовлетворяло
сакральное знание, предоставляемое церковью, поэтому они обратились к научным
методам. Спиритический сеанс в своей основе был научным экспериментом, целью
которого было получение информации о посмертном существовании. Но в реальности
участники сеанса редко относились к происходящему рационально – «появление»
умерших друзей и родственников не позволяло им быть объективными. И
спиритический сеанс, тем самым, превращался в религиозный ритуал, участники
которого часто ждали откровения.
Двойственность этого явления, однако, в английской
литературе до А. Конан Дойла практически не освещалась. Немногочисленные
описания сеансов в художественной литературе, в основном, либо высмеивали
спиритическую практику (как Дж. Шеридан ле Фаню в романе «Всё в темноте»,
1862), либо пытались доказать подлинность общения с духами (как Ф. Мэрриет в
романе «Послание мертвеца», 1894). Основной функцией сеанса оставалось при этом
именно открытие некой истины, раскрытие правды. Даже если, как в романе Г.
Уэллса «Любовь и мистер Люишем» (1899), герои выясняют, что медиум на самом
деле является шарлатаном. Однако далеко не всегда писатели старались изобразить
спиритические сеансы так, как они проходили на самом деле – в них не было
скептиков и проверки комнаты, а иногда не было даже медиума, центральной фигуры
для подобного мероприятия.
А. Конан Дойл (1859-1930) опубликовал «Туманную
землю» в 1826 году как заключительный роман в цикле о профессоре Челленджере.
Будучи убеждённым сторонником спиритизма, Конан Дойл пытался художественными
методами убедить людей в истинности общения с духами. Но писатель
сфокусировался не на теоретических выкладках, а на описании жизни и практики
медиумов и своих единоверцев. Поэтому в «Туманной земле» большую часть времени
герои проводят на различных спиритических сеансах. Энид Челленджер, дочь
профессора, и его друг Эдуард Мелоун собираются подготовить статью, посвящённую
спиритизму. Изначально они оба скептики, но постепенно к концу книги становятся
сторонниками этого учения. Первый сеанс проходит в спиритической церкви – там
много людей и нет никакой возможности объективно оценить действия медиума.
Критически относятся к происходящему не только герои, но и читатели, видя, как
медиум неправильно произносит имена или путается в описаниях призраков –
никакого открытия истины не происходит. Откровения не происходит. Только на
втором, частном семейном сеансе у Болсоверов, герои сталкиваются с настоящими
призраками. Энид и Малоун видят, как перемещаются предметы, слышат голоса, но
всё ещё остаются скептиками. Истинное откровение для Малоуна наступает только
на публичном сеансе, когда он видит призрака своей матери. Автор подготавливает
читателей к этому событию – сначала жена медиума просит Малоуна выйти из
спиритического круга и подойти к призраку, затем герой вглядывается в черты
лица привидения и внезапно выкрикивает «Mother!».[1]
После этого персонаж окончательно убеждается в истинности сеансов. Но
откровения на сеансах бывают и пугающими. А. Конан Дойл описывает сеанс во
французской лаборатории, где духи фиксируются на фотографии. Там появляются
птица и обезьяна, духи, не имеющие человеческой формы. Здесь Малоун знакомится
с обратной стороной спиритизма – странными созданиями, которые могут приходить
как с добрыми, так и со злыми намерениями. Каждый сеанс понемногу приобщает
Энид Челленджер и Эдварда Малоуна к истине спиритизма, и при этом отражает и
научно-религиозную двойственность сеансов. Герои начинают свой путь в церкви, а
заканчивают в лаборатории, медиумов проверяют скептики, но люди на сеансах
получают откровение и воссоединяются с родственниками.
А. Конан Дойл также, как и его предшественники,
показывает спиритический сеанс как момент раскрытия истины о существовании мира
духов. Однако он идёт дальше и отражает противоречивую природу спиритического
сеанса, пытаясь в той же научно-религиозной манере убедить читателей стать
сторонниками спиритизма.
Спасибо Вам за доклад! Получился довольно интересным, потому что сама тема связана с некой таинственностью, которая не может не привлечь внимание.
ОтветитьУдалитьПосле прочтения Вашего текста возник ряд вопросов:
1. Вы резюмируете, что .
А каких предшественников конкретно Вы можете назвать? Какие их работы? Насколько вообще была популярна эта тема?
2. Какой методологией Вы пользуетесь в своём исследовании? Можно ли однозначно интерпретировать выбранный материал? С чем связано заострение внимания автора на мотиве спиритического сеанса?
3. В тексте как-то прослеживается определённый лексический уровень спиритического сеанса? Если да, то какую роль играют словесные формулы?
Заранее спасибо за ответ!
Эльнара Теймуровна, спасибо! Ваше излишне сжатое и емкое изложение вызывает множество вопросов. Опирался ли Дойл на какие-то теоретические работы по спиритизму, на литературных предшественников? Вы ошибочно указываете год написания книги – не 1826, а 1926, к этому времени было уже создано огромное количество произведений с описанием спиритических сеансов, в том числе и в русской литературе. Как часто Дойл сам участвовал в сеансах и какого рода опыт приобрел? Если цель произведения – убедить читателей в существовании спиритизма, то надо ответить и на вопрос: зачем читателям спиритические сеансы? Как «научно-религиозная манера» помогает снять противоречие между официальной религией (Дойл родился в семье католиков) и общением с духами?
ОтветитьУдалитьСпасибо за доклад! Кажется, я не согласен с утверждением докладчика: "Двойственность этого явления, однако, в английской литературе до А. Конан Дойла практически не освещалась". А в англоязычной (американской)? А в Европе? А в России (согласен здесь с С. А. Васильевой, см.выше). Да даже наш Пушкин в дневниковых заметках пишет об увлеченности светским обществом "столоверчением", учениями Месмера и Сведенборга и проч.). И тут, спустя век появилась "Туманная земля" - и все узнали про спиритизм и о "двойственности этого явления" (так выходит из Вашего доклада, простите). Если прогуглить (что легко может сделать любой участник нашей конференции), то текст Вашего доклада входит в некое противоречие с общепринятыми сведениями о спиритизме и его истории. Спасибо!
ОтветитьУдалить