Вступительное слово

 

Про слепоту и прозрение

 

Как известно нашей просвещенной и избранной аудитории, эффектный пример анагноризиса привел Аристотель: царь Эдип узнал о своем происхождении (переход от неведения к знанию персонажа), и ослепил себя.

И здесь для нас важен мотив просветления-ослепления. И в буквальном, и в метафорическом смысле. Эдип слеп в своем незнании, потом он прозревает, но ослепляет себя. Метафора прозрения / ослепления буквализуется. И зритель / читатель не совсем способен понять эту эзотерическую связь. После анагроризиса (узнавания) наступает эмпирическая слепота. И только после этого наступает катарсис – как и у персонажей, так и у зрителей.

Совсем по-другому эта схема работает в Новом завете, в сюжете о пути в Дамаск. Савл слеп в своем неведении, он преследует христиан. И он обретает эмпирическую слепоту после встречи с Господом на дороге: «Савл встал с земли и с открытыми глазами ничего не видел» (Деян 9:8). «И три дня он не видел, и не ел и не пил» (Деян 9:9). И только через три дня он (уже не Савл, а Павл) прозревает: «И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и встав, крестился (Деян 9:18).

Слепцы, пройдя через анагноризис, испытывают катарсис, «высвобождают свои эмоции» и «разрешают внутренние конфликты». Примеры можно бы умножить, даже если мы прибегнем к житийной русской литературе, но мы не будем этого делать, ибо на нашей конференции присутствуют специалисты.

Конечно же, в моем вступительном слове я не должен указывать какое-то направление. Мы послушаем / прочитаем доклады и только после этого подведем итоги.

В моем любимом романе Макса Фриша «Назову себя Гантенбайн» (1964) главный персонаж представляет себя слепцом, он покупает темные очки и белую трость, решая играть роль слепого. «Каждый человек рано или поздно выдумывает для себя историю, которую считает своей жизнью», — такова установка автора. Нам интересно, что псевдослепец прозревает, как прозревают Эдип и Савл. Слепота для коммуникации в обществе выгодна и даже полезна. А вот прозрение, кажется, никому не нужно

Но мы на нашей конференции не будем слепцами. Мы постараемся «прозреть». И как писал Андрей Вознесенский в память Владимира Высоцкого: «И как Шлиман раскапывал Трою, / Взяв на веру слепого Гомера», – мы претерпим анагноризис и испытаем катарсис!

 

Два года (из-за ковида) Оргкомитет «Неканонической эстетики» устраивал конференции в формате комментированного блога. Мы считаем, что подобная практика оправдала себя. Сейчас же мы решили провести нашу конференцию синтетически: и в «живом» формате (заседания 25 апреля в Пушкинском Доме), и в блоге. Формат блога дает нам возможность без лимита времени обменяться нашими мнениями и неспешно обсудить наши доклады.

 

Об участии в сборнике конференции мы, как всегда, проинформируем вас позже.

 

Председатель Оргкомитета «Неканонической эстетики»

Сергей Викторович Денисенко

Комментарии

  1. Дополнение от И. А. Лобаковой: Текст Проложного Жития князя Владимира по списку 14 в.:
    И в то время Володимер в недуг впаде обема окома (очами). И рече царица (имеется ввиду сестра императоров Анна), пославши к нему: «Аще не крестишися, не избудеши болезни тоя»…. Егда крестиша и (его), сотворися чюдо велие: въшедшю ему в святую купель, отверзостася очи ему. Прозрев, похвали всех Бога, и просвещен быв душею и телом, радовашеся». (Шахматов А.А. Житие князя Владимира: Текстологическое исследование древнерусских источников 11-16 вв. Подготовка текста Н.И. Милютенко. СПб., 2014. С. 139
    В 16 в. описание было более подробным

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Р.Р. Кожухаров

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

В. С. Сычева