Вступительное слово
Про слепоту и прозрение
Как известно нашей просвещенной и избранной аудитории,
эффектный пример анагноризиса привел Аристотель: царь Эдип узнал о своем
происхождении (переход от неведения к знанию персонажа), и ослепил себя.
И здесь для нас важен мотив просветления-ослепления. И
в буквальном, и в метафорическом смысле. Эдип слеп в своем незнании, потом он
прозревает, но ослепляет себя. Метафора прозрения / ослепления
буквализуется. И зритель / читатель не совсем способен понять эту эзотерическую
связь. После анагроризиса (узнавания) наступает эмпирическая слепота. И только
после этого наступает катарсис – как и у персонажей, так и у зрителей.
Совсем по-другому эта схема работает в Новом завете, в
сюжете о пути в Дамаск. Савл слеп в своем неведении, он преследует христиан. И
он обретает эмпирическую слепоту после встречи с Господом на дороге: «Савл
встал с земли и с открытыми глазами ничего не видел» (Деян 9:8). «И три дня он
не видел, и не ел и не пил» (Деян 9:9). И только через три дня он (уже не Савл,
а Павл) прозревает: «И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел;
и встав, крестился (Деян 9:18).
Слепцы, пройдя через анагноризис, испытывают катарсис,
«высвобождают свои эмоции» и «разрешают внутренние конфликты». Примеры можно бы
умножить, даже если мы прибегнем к житийной русской литературе, но мы не будем
этого делать, ибо на нашей конференции присутствуют специалисты.
Конечно же, в моем вступительном слове я не должен
указывать какое-то направление. Мы послушаем / прочитаем доклады и только после
этого подведем итоги.
В моем любимом романе Макса Фриша «Назову себя Гантенбайн»
(1964) главный персонаж представляет себя слепцом, он покупает
темные очки и белую трость, решая играть роль слепого. «Каждый человек рано или
поздно выдумывает для себя историю, которую считает своей жизнью», — такова
установка автора. Нам интересно, что псевдослепец прозревает, как прозревают
Эдип и Савл. Слепота для коммуникации в обществе выгодна и даже полезна. А вот
прозрение, кажется, никому не нужно
Но мы на нашей конференции не будем слепцами. Мы постараемся
«прозреть». И как писал Андрей Вознесенский в память Владимира Высоцкого: «И
как Шлиман раскапывал Трою, / Взяв на веру слепого Гомера», – мы претерпим
анагноризис и испытаем катарсис!
Два года (из-за ковида) Оргкомитет «Неканонической эстетики»
устраивал конференции в формате комментированного блога. Мы считаем, что
подобная практика оправдала себя. Сейчас же мы решили провести нашу конференцию
синтетически: и в «живом» формате (заседания 25 апреля в Пушкинском Доме), и в
блоге. Формат блога дает нам возможность без лимита времени обменяться нашими
мнениями и неспешно обсудить наши доклады.
Об участии в сборнике конференции мы, как всегда,
проинформируем вас позже.
Председатель Оргкомитета «Неканонической эстетики»
Сергей Викторович Денисенко
Замечательное слово, Председатель
ОтветитьУдалитьДополнение от И. А. Лобаковой: Текст Проложного Жития князя Владимира по списку 14 в.:
ОтветитьУдалитьИ в то время Володимер в недуг впаде обема окома (очами). И рече царица (имеется ввиду сестра императоров Анна), пославши к нему: «Аще не крестишися, не избудеши болезни тоя»…. Егда крестиша и (его), сотворися чюдо велие: въшедшю ему в святую купель, отверзостася очи ему. Прозрев, похвали всех Бога, и просвещен быв душею и телом, радовашеся». (Шахматов А.А. Житие князя Владимира: Текстологическое исследование древнерусских источников 11-16 вв. Подготовка текста Н.И. Милютенко. СПб., 2014. С. 139
В 16 в. описание было более подробным