Р.Р. Кожухаров
Р. Р.
Кожухаров
СЛОВО КАК «ЛОГОС»:
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СИМВОЛИСТСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕАЛЬНОСТИ И РЕАЛИЗМЕ В МАНИФЕСТАХ
АКМЕИСТОВ
Акмеисты, стремясь к обретению «более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме» (Н. Гумилев), обретают это знание в слове, которое понимается не только как материал для поэтического строительства, но – как Слово с большой буквы, «Логос, такая же прекрасная форма, как музыка для символистов» (О. Мандельштам). Эта насущная для акмеистической идейно-эстетической программы установка актуализирует проблематику познания и подражания реальности с учётом феноменов «обретения знания», «узнавания», ракурс восприятия акмеизма как «послесимволического течения» (Н. Гумилев), стремящегося к «синтезу, гегелевскому “снятию” антитетичности между несколькими соперничавшими течениями» (О. Ронен), где под «соперниками» подразумеваются реализм и романтизм, художественные системы, осмысленные не только исторически, но и типологически, как «вечные противоборствующие начала искусства» (Л. Гинзбург).
Прошу извинить за вкравшуюся в текст доклада неточность. Манифест "Утро акмеизма" Осип Мандельштам написал в 1913 году.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересное сообщение, Роман Романович! Небольшой вопрос. Вы прослеживаете влияние акмеистической эстетики на поэзию второй половины XX века. А оказал ли какое-то влияние «акмеистический реализм» на литературу соцреализма?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, уважаемая Светлана! Спасибо за проявленный к докладу интерес и за вопрос. О явном и подспудном воздействии идейно-эстетической программы акмеизма на поэтику А. Тарковского и И. Бродского (во многом под влиянием Ахматовой), поэзии В. Шаламова, неподцензурных авторов (группа Л. Черткова, "лианозовцы", "Московское время" и др.), метаметафористов, поэтов уральской школы (А. Решетов, Б. Рыжий и др.) я упоминаю в статье. Если говорить о соц.реализме, то, к примеру, очевидным представляется соотнесенность с принципами акмеизма подходов таких близких творческому методу соц.реализма поэтов, как А. Твардовский и Н. Дементьев, автор сборников "Шоссе Энтузиастов" и "Рассказы в стихах". Кстати, именно дементьевское "Шоссе Энтузиастов" "аукается" потом в творчестве А. Солженицына и Е. Евтушенко. Н. Дементьеву, "комсомольскому поэту" адресованы стихи Э. Багрицкого, на его трагическую гибель откликнулся Б. Пастернак стихами "Безвременно ушедшему".
УдалитьСпасибо!
ОтветитьУдалитьИлона Мотеюнайте: Спасибо большое за интересный доклад! Стройность и убедительность Вашей концепции провоцирует на вопрос в связи с поэзией андеграунда. Как Вы думаете, можно ли связать концепцию Слова-Логоса с семиотической методологией и различением языка и речи?
ОтветитьУдалитьПредставляется, можно и самым непосредственным образом, поскольку концепция Слова-Логоса напрямую соотносится с актуальными для семиотики уровнями семантики, синтактики и прагматики. Когда в этой связи заходит речь о поэтическом авангарде, в качестве иллюстративного материала востребованными оказываются различные литературные явления, с учётом того, как представители тех или иных групп "неподцензуной поэзии" "работали" с тремя выше названными уровнями. Например, футуристические искания в области "заумного языка", продолжили т. н. "трансфуристы" (Ры Никонова, А. Альчук и др.). Показательно, что в своем настойчивом стремлении вывести "слово как таковое" за пределы уровня семантики (то есть, отделить форму слова - комплекса знаков, от его содержания - лексического значения) футуристы шли путём, намеченным символистами. Неслучайно Д. С. Мережковский, задавая направление этого пути, обращается к формуле Тютчева: "Мысль изреченная есть ложь". По логике тютчевского императива речь, понимаемая как воплощение смысла, Логоса (по гегелевской терминологии - абстрактной сущности) в слове, комплексе знаков, "оболочке", не тождественна языку, но оказывается противопоставленной не языку как системе знаков, а смыслу, Логосу, который с помощью потенциальных средств языка стремится актуализироваться в конкретной реальности.
Удалить