С. В. Фролов
С. В. Фролов
ТАИНСТВА СОКРЫТИЙ В
ТВОРЧЕСТВЕ П. И. ЧАЙКОВСКОГО
Раскрывая тайну заглавия Секстета Чайковского «Воспоминание о Флоренции», автор обнаруживает, что Флоренция вспоминалась композитором не сама по себе, а как напоминание о том творческом подъеме, который он испытал в этом городе, сочиняя там в 1890 году кульминационное в последнем периоде его творчества сочинение «Пиковую даму».
Сергей Владимирович, спасибо за интересный и информативный доклад! Скажите, пожалуйста, как, на Ваш взгляд, меняется этическая окрашенность понятия анагноризиса в музыке П.И. Чайковского под влиянием биографических данных?
ОтветитьУдалитьПростите, но я не понимаю, что Вы скрываете за словами "этическая окрашенность понятия анагноризис"?
УдалитьЯ имею в виду следующее: как с точки зрения этики меняется смысл понятия "анагноризис"?
УдалитьУважаемый Сергей Владимирович, большое спасибо за информативное сообщение, действительно, очень интересное наблюдение за интонационными перекличками Двойного концерта и Секстета, которые хотелось бы понять в историко-музыкальной перспективе, было ли это цитирование с какой-то целью или просто непроизвольная неосознанная ассоциация, и ловится ли она слушателями.
ОтветитьУдалитьМне думается, что Двойной концерт был интересен Чайковскому, потому что он сам не раз создавал прекрасные дуэты именно для скрипки и виолончели: Адажио из Лебединого, вторая часть Второго фортепианного концерта, Трио, Элегия из Серенады, и, наконец, великолепный дуэт во второй части Секстета. Это были его самостоятельные находки, задолго до Брамса (кроме Секстета, который сочинялся практически одновременно с Двойным концертом и был доработан, видимо, после знакомства с ним). Конечно это был профессиональный интерес и было бы весьма занятно проследить по творческим материалам Секстета (если они сохранились), когда были найдены рассмотренные Вами интонации первой и третьей части. Может быть, Чайковский придумал их даже раньше, чем услышал Двойной концерт Брамса.
Спасибо, уважаемый Антон Олегович за интересный комментарий. Не могу ответить на Ваши предположения, так как не имею для этого достоверной информации. У меня также не информации и о том как понимать Ваши слова о Секстете, «который сочинялся практически одновременно с Двойным концертом и был доработан, видимо, после знакомства с ним». Единственно, что можно сказать, так это то, что диалоги двух инструментов во всех возможных жанрах и сочетаниях очень распространены в европейской музыкальной практике старого и новых времен. И ни Брамс, ни Чайковский не были их новаторами. Но реплика Чайковского на концерт Брамса несомненна и заслуживает дальнейшего внимания.
Удалить