М. В. Загидуллина
Марина Викторовна Загидуллина
Эстетика
теоретического осмысления:
об одной научной
дискуссии
В докладе М. В. Загидуллиной “Эстетика научного осмысления: об одной научной дискуссии” речь идет о концепции Лорина Фризена, опубликованной в Academia Letters в августе 2021 года и вызвавшей бурную дискуссию. Ученый полагает, что существует особая “эмоция теорий”, охватывающая представителей научного сообщества в момент постижения “красоты концепции” (“порядок-в-сложности”). Познание как источник эмоционального отклика рассматривается Л.Фризеном одновременно и как следствие такой эмоциональности (потребности к упрядочиванию хаоса). Возникает парадокс “эмоционального от рациональности”, заставляющий пересматривать сам принцип противопоставления “логического” и “художественного”.
Спасибо, Марина Викторовна! Вы затронули интересный аспект: связь анагноризиса со стремлением к упорядочиванию. Подход может оказаться продуктивным при решении самых разных задач.
ОтветитьУдалитьCпасибо за поддержку, Светлана Анатольевна! Да мне показалась интересной "холистическая" идея (где рациональное и эмоциональное не в оппозиции, но во взаимообусловленности). Думаю, концепция Фризена интересна именно с этой точки зрения (от нее можно оттолкнуться и двинуться в сторону постоянной "подмены" рационального эмоциональным и наоборот)
УдалитьМарина, спасибо! Очень любопытно в контексте постоянного балансирования культуры между рациональностью и эмоциональностью в концепции человека. Думаю, что продуктивность образовательной составляющей описанной дискуссии связана именно с этим: сегодняшние студенты выращены в парадигме первостепенной важности эмоций, определяющей субъект. Но определение успешности ученого через эмоциональность очень сужает тему. Или я чего-то не поняла?
ОтветитьУдалитьДорогая Илона, мне показалось, что идея тут не в эмоциональности как таковой, нов наличии особой "ученой эмоции" ("теоретической эмоции", как он ее называет), которая "работает" только в "подготовленном" ("прокачанном") специалисте (получающем удовольствие от "красоты" теоретической мысли). Фризен последовательно говорит, что это независимая эмоция, иная, чем базовые. Из-за этого и сыр-бор вокруг его статьи разгорелся: гуманитарии предположили (судя по критике), что он дилетант и т.п. Но - как я поняла из его открытых профилей в научных сетях, да и из его ответов, он довольно тщательно изучает вопросы эмоций в разных аспектах, так что мысль его об "эмоциях теории" весьма интересна! И это не значит, что "ученый эмоционален", а значит, что "ученый эмоционален особенной эмоцией теорий". Она ему только открыта и доступна. Похоже на рассматривание 3D-картинок: кто-то может физическим усилием "ослабить" фокусировку глаз - и видит то, что изображено, а кто-то не может - и никогда не увидит. Тут подобный поворот - эмоция теорий физиологична, но ее физиология не всеобщая.
УдалитьСпасибо, теперь поняла. Еще один критерий различения получается, но важный, да, любопытно. И.М.
УдалитьДорогая Марина Викторовна, замечательно настолько, что я не могу ни комментировать, ни задавать вопросы! Здесь и так всё ясно.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Сергей Викторович! Побольше нам всем положительных эмоций (не обязательно "теоретических")!
Удалить