М. В. Загидуллина

 

Марина Викторовна Загидуллина

 

Эстетика теоретического осмысления:

об одной научной дискуссии

 

В докладе М. В. Загидуллиной “Эстетика научного осмысления: об одной научной дискуссии” речь идет о концепции Лорина Фризена, опубликованной в Academia Letters в августе 2021 года и вызвавшей бурную дискуссию. Ученый полагает, что существует особая “эмоция теорий”, охватывающая представителей научного сообщества в момент постижения “красоты концепции” (“порядок-в-сложности”). Познание как источник эмоционального отклика рассматривается Л.Фризеном одновременно и как следствие такой эмоциональности (потребности к упрядочиванию хаоса). Возникает парадокс “эмоционального от рациональности”, заставляющий пересматривать сам принцип противопоставления “логического” и “художественного”.

Комментарии

  1. Спасибо, Марина Викторовна! Вы затронули интересный аспект: связь анагноризиса со стремлением к упорядочиванию. Подход может оказаться продуктивным при решении самых разных задач.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Cпасибо за поддержку, Светлана Анатольевна! Да мне показалась интересной "холистическая" идея (где рациональное и эмоциональное не в оппозиции, но во взаимообусловленности). Думаю, концепция Фризена интересна именно с этой точки зрения (от нее можно оттолкнуться и двинуться в сторону постоянной "подмены" рационального эмоциональным и наоборот)

      Удалить
  2. Марина, спасибо! Очень любопытно в контексте постоянного балансирования культуры между рациональностью и эмоциональностью в концепции человека. Думаю, что продуктивность образовательной составляющей описанной дискуссии связана именно с этим: сегодняшние студенты выращены в парадигме первостепенной важности эмоций, определяющей субъект. Но определение успешности ученого через эмоциональность очень сужает тему. Или я чего-то не поняла?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Илона, мне показалось, что идея тут не в эмоциональности как таковой, нов наличии особой "ученой эмоции" ("теоретической эмоции", как он ее называет), которая "работает" только в "подготовленном" ("прокачанном") специалисте (получающем удовольствие от "красоты" теоретической мысли). Фризен последовательно говорит, что это независимая эмоция, иная, чем базовые. Из-за этого и сыр-бор вокруг его статьи разгорелся: гуманитарии предположили (судя по критике), что он дилетант и т.п. Но - как я поняла из его открытых профилей в научных сетях, да и из его ответов, он довольно тщательно изучает вопросы эмоций в разных аспектах, так что мысль его об "эмоциях теории" весьма интересна! И это не значит, что "ученый эмоционален", а значит, что "ученый эмоционален особенной эмоцией теорий". Она ему только открыта и доступна. Похоже на рассматривание 3D-картинок: кто-то может физическим усилием "ослабить" фокусировку глаз - и видит то, что изображено, а кто-то не может - и никогда не увидит. Тут подобный поворот - эмоция теорий физиологична, но ее физиология не всеобщая.

      Удалить
    2. Спасибо, теперь поняла. Еще один критерий различения получается, но важный, да, любопытно. И.М.

      Удалить
  3. Дорогая Марина Викторовна, замечательно настолько, что я не могу ни комментировать, ни задавать вопросы! Здесь и так всё ясно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Сергей Викторович! Побольше нам всем положительных эмоций (не обязательно "теоретических")!

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Р.Р. Кожухаров

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

В. С. Сычева