А. О. Дроздова
А. О.
Дроздова
Мотив узнавания в сюжете о встрече Христа с народом
в поэме
Ф. Н. Глинки «Таинственная капля»
В докладе рассматривается мотив узнавания в поэме Ф.Н. Глинки «Таинственная капля. Народное предание». В сюжете о встрече Христа с народом возле реки Иордан анагноризису предшествует длительное ожидание грядущего Мессии, которое фиксируется поэтом в нескольких исторических,географических и социально значимых деталях. Значимую роль имеет нравственные качества ожидающих людей, которые становятся критерием постижения / непостижения истины. Глинка, преобразовав Евангельский сюжет, привнес свои представления и совместил собственное видение и канонические библейские тексты, создав определенный художественный мир поэмы, в котором не последнюю роль имеет мотив узнавания, открытия и принятия Евангельского откровения.
Спасибо за сообщение, Алина Олеговна! Скажите, есть ли в лирике Глинки сюжеты с "узнаванием" Христа, насколько они соотносятся с каноническими текстами? Если есть, то в чем особенность изображения этого сюжета в поэме?
ОтветитьУдалитьСветлана Анатольевна, благодарю за вопрос!
УдалитьВ поэме есть несколько сюжетов, в которых происходит или не происходит узнавание.
Часто народ воспринимал Христа как одного из ветхозаветных пророков, например, в главе Берега Генисарета народ, пытаясь узнать, кто же этот "Великий муж дел и сил ", сравнивает Его с пророками Илией и Моисеем. Но важно,что Глинка сразу не раскрывает перед читателем Личность Христа, а только отвечает на вопросы воображаемого собеседника:
"Нет! Он выше Моисея, Он сильнее Илии, Но смиренно ходит, сея речи дивные свои...".
Есть очень яркий эпизод встречи "огненного всадника", под которым мы узнаем разбойника, и Христа. Во время услышанной проповеди у всадника наступает момент прозрения, анагноризиса, и он понимает, что перед ним Некто, который являлся всю жизнь ему во снах и призывал к покаянию и оставлению своей преступной жизни. Конечно, этого момента нет в библейском тексте.
Момент узнавания встречается и в главах Ученики, Первозванные, Свет в темноте. В этих главах поэтическое переложение очень точно передает первоисточник.
Большое спасибо, Алина Олеговна! Вот и читатели нашего Блога претерпевают анагноризис, сталкиваясь с малоизвестным и малоизученным текстом, это замечательно.
ОтветитьУдалитьЧто же касается описания Предтечи как "величавого мужа" с "пробудным мощным гласом" (да и "царственной походки" Христа) - мне кажется это связано не с новозаветной, а с ветхозаветной традицией описания пророков - поэтому , в принципе, не должно вызывать Вашего некоторого недоумения... И, простите, мне не хватило в Вашем тексте даты поэмы Глинки и даты полотна Иванова (можно, конечно, их прогуглить - но лучше потом в статью их вставить). Спасибо!
Сергей Викторович, большое спасибо за комментарий! Сейчас уточнила время написания упомянутого полотна А. Иванова и сделала маленькое открытие: поэма Глинки и "Явление..." Иванова мало того, что были написаны в течение двух десятилетий ( работа над двумя этими произведениями заняла и у поэта и у художника именно такой длительный промежуток времени), так ещё и в примерно одинаковые годы. Но интересно, что Глинка в своих дневниковых записях не фиксирует какие-либо замечания относительно живописи, поэтому трудно определить, что он думал по поводу этого великого полотна. И ещё по поводу пророков, благодарю за уточнение, но можно вспомнить и ветхозаветного пророка Исаию, принявшего мученическую смерть. Нет там царственного образа. Да и пророк Иеремия был в поношении от царствующего в то время Иоакима. А ветхозаветные мученики Маккавеи... тоже образ уничижения. Все таки большая часть ветхозаветных пророков были страдальцами прежде всего.
УдалитьСпасибо! Очень любопытно!
Удалить