А. О. Дроздова

 

А. О. Дроздова

Мотив узнавания в сюжете о встрече Христа с народом 

в поэме Ф. Н. Глинки «Таинственная капля»

 

В докладе рассматривается мотив узнавания в поэме Ф.Н. Глинки «Таинственная капля. Народное предание». В сюжете о встрече Христа с народом возле реки Иордан анагноризису предшествует длительное ожидание грядущего Мессии, которое фиксируется поэтом в нескольких исторических,географических и социально значимых деталях.  Значимую роль имеет нравственные качества ожидающих людей, которые становятся критерием постижения / непостижения истины. Глинка, преобразовав Евангельский сюжет, привнес свои представления и совместил собственное видение и канонические библейские тексты, создав определенный художественный мир поэмы, в котором не последнюю роль имеет мотив узнавания, открытия и принятия Евангельского откровения. 

Комментарии

  1. Спасибо за сообщение, Алина Олеговна! Скажите, есть ли в лирике Глинки сюжеты с "узнаванием" Христа, насколько они соотносятся с каноническими текстами? Если есть, то в чем особенность изображения этого сюжета в поэме?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Анатольевна, благодарю за вопрос!
      В поэме есть несколько сюжетов, в которых происходит или не происходит узнавание.
      Часто народ воспринимал Христа как одного из ветхозаветных пророков, например, в главе Берега Генисарета народ, пытаясь узнать, кто же этот "Великий муж дел и сил ", сравнивает Его с пророками Илией и Моисеем. Но важно,что Глинка сразу не раскрывает перед читателем Личность Христа, а только отвечает на вопросы воображаемого собеседника:
      "Нет! Он выше Моисея, Он сильнее Илии, Но смиренно ходит, сея речи дивные свои...".
      Есть очень яркий эпизод встречи "огненного всадника", под которым мы узнаем разбойника, и Христа. Во время услышанной проповеди у всадника наступает момент прозрения, анагноризиса, и он понимает, что перед ним Некто, который являлся всю жизнь ему во снах и призывал к покаянию и оставлению своей преступной жизни. Конечно, этого момента нет в библейском тексте.
      Момент узнавания встречается и в главах Ученики, Первозванные, Свет в темноте. В этих главах поэтическое переложение очень точно передает первоисточник.

      Удалить
  2. Большое спасибо, Алина Олеговна! Вот и читатели нашего Блога претерпевают анагноризис, сталкиваясь с малоизвестным и малоизученным текстом, это замечательно.
    Что же касается описания Предтечи как "величавого мужа" с "пробудным мощным гласом" (да и "царственной походки" Христа) - мне кажется это связано не с новозаветной, а с ветхозаветной традицией описания пророков - поэтому , в принципе, не должно вызывать Вашего некоторого недоумения... И, простите, мне не хватило в Вашем тексте даты поэмы Глинки и даты полотна Иванова (можно, конечно, их прогуглить - но лучше потом в статью их вставить). Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей Викторович, большое спасибо за комментарий! Сейчас уточнила время написания упомянутого полотна А. Иванова и сделала маленькое открытие: поэма Глинки и "Явление..." Иванова мало того, что были написаны в течение двух десятилетий ( работа над двумя этими произведениями заняла и у поэта и у художника именно такой длительный промежуток времени), так ещё и в примерно одинаковые годы. Но интересно, что Глинка в своих дневниковых записях не фиксирует какие-либо замечания относительно живописи, поэтому трудно определить, что он думал по поводу этого великого полотна. И ещё по поводу пророков, благодарю за уточнение, но можно вспомнить и ветхозаветного пророка Исаию, принявшего мученическую смерть. Нет там царственного образа. Да и пророк Иеремия был в поношении от царствующего в то время Иоакима. А ветхозаветные мученики Маккавеи... тоже образ уничижения. Все таки большая часть ветхозаветных пророков были страдальцами прежде всего.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Р.Р. Кожухаров

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

В. С. Сычева