С. А. Васильева

 

С. А. Васильева

Прозрение Калиостро: масоны и розенкрейцеры

в романе Вс. С. Соловьева «Волхвы»

 

               Конфликт романа Вс. Соловьева «Волхвы» связан с противостоянием двух неординарных личностей, вымышленного героя Захарьева-Овинова и мага Калиостро. В конце романа автор эффектно использует анагноризис: прозрение для Калиостро наступает в тот момент, когда он узнает, что его противник ‒ розенкрейцер предпоследней степени посвящения и борьба с ним невозможна. Появление Захарьева-Овинова как представителя розенкрейцеров и наказание Калиостро свидетельствовали о силе нравственных законов, которые правят миром, образы этих героев служат в романе Соловьева для фиксации ценностных нормативных значений. 


Комментарии

  1. Светлана Анатольевна, благодарю за интересную статью! У меня появился вопрос: Соловьев, высказывая свое отношение к массонству, говорит о том, что оно несомненно "ниже" христианского учения, потому что к нему обращаются "Эти умы, увлекаемые жаждой чудесного и не умевшие найти удовлетворения своей жажды в слишком для них высокой и великой чистоте и простоте христианского учения, вернулись к древним и средневековым мечтаниям", но в большинстве своем во время наибольшего распространения массонского учения в России его последователи назывались все же православными людьми, многие активно участвовали в Таинствах и при этом совмещали с массонством. Как были возможны эти взаимоисключающие действия? И почему именно в 19 веке появляется такое стремление к овладению "умами и душами" других людей, стремление к подчинению и господству?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос, Алина! Соловьев был религиозным человеком, поэтому для него масонство и другие оккультные стороны жизни второстепенны по сравнению с христианством. Он принимал участие в спиритических сеансах в 1876 г. (вместе с Достоевским и Лесковым), которые убедили его в существовании духов, но, как и Достоевский, он считал подобного рода занятия очень опасными (Достоевский писал, что являются не «духи» умерших людей, а «черти»). Стремление к оккультизму объясняется желанием «быстрых» чудес без участия души, без нравственного совершенствования. Совмещение оккультизма и христианства оправдывалось тем, что и то, и другое духовные практики, основанные на вере в иную жизнь, но появились они не в XIX в., а раньше, ведь и в романе Соловьева описываются события XVIII в.

      Удалить
  2. Дорогая Светлана Анатольевна, спасибо за замечательный доклад!
    Да, пример из анализируемого Вами текста романа (озарение Калиостро и преклонение перед более сильным соперником) - пожалуй самый яркий случай анагноризиса в докладах нашей конференции.
    Но у меня возник вопрос не по тексту романа, а про масонов. У нас в некоторых докладах затрагивается проблема инициации в связи с претерпеванием анагноризиса. А вот в обряде посвящения в масоны (во всяком случае, в его российском изводе) - он связан с просветлением? Хотя просветление предполагалось. Вспомним эти сцены в "Войне и мире" с Пьером: он ХОЧЕТ просветления, но не претерпевает его во время обряда (по воле автора, весьма иронично описывающем данное театрализованное действо). Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогой Сергей Викторович, спасибо за вопрос! Безухов, действительно, искал путь к очищению и обновлению своего «внутреннего человека», верил в возможность достижения совершенства, в возможность братской и деятельной любви между людьми и искал их в масонстве. Но сам обряд, который Толстой изображает очень подробно, не предполагал «просветления», об обозначал формальное присоединение к ордену. Пьер ожидал, что ему откроются какие-то великие истины, но этого не произошло. Подозревая, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника, Пьер Безухов поехал за границу для посвящения в высшие тайны ордена, где был возведен в высшую степень. Но и здесь никаких открытий он не сделал, в его выступлениях после возвращения русские масоны увидели признаки иллюминатства. Все эти разочарования приводят Безухова в эпилоге в тайное общество. Анагноризиса не происходит.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Р.Р. Кожухаров

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

В. С. Сычева