С. А. Васильева
С. А. Васильева
Прозрение Калиостро: масоны и розенкрейцеры
в романе Вс. С. Соловьева «Волхвы»
Конфликт романа Вс. Соловьева «Волхвы» связан с противостоянием двух неординарных личностей, вымышленного героя Захарьева-Овинова и мага Калиостро. В конце романа автор эффектно использует анагноризис: прозрение для Калиостро наступает в тот момент, когда он узнает, что его противник ‒ розенкрейцер предпоследней степени посвящения и борьба с ним невозможна. Появление Захарьева-Овинова как представителя розенкрейцеров и наказание Калиостро свидетельствовали о силе нравственных законов, которые правят миром, образы этих героев служат в романе Соловьева для фиксации ценностных нормативных значений.
Светлана Анатольевна, благодарю за интересную статью! У меня появился вопрос: Соловьев, высказывая свое отношение к массонству, говорит о том, что оно несомненно "ниже" христианского учения, потому что к нему обращаются "Эти умы, увлекаемые жаждой чудесного и не умевшие найти удовлетворения своей жажды в слишком для них высокой и великой чистоте и простоте христианского учения, вернулись к древним и средневековым мечтаниям", но в большинстве своем во время наибольшего распространения массонского учения в России его последователи назывались все же православными людьми, многие активно участвовали в Таинствах и при этом совмещали с массонством. Как были возможны эти взаимоисключающие действия? И почему именно в 19 веке появляется такое стремление к овладению "умами и душами" других людей, стремление к подчинению и господству?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос, Алина! Соловьев был религиозным человеком, поэтому для него масонство и другие оккультные стороны жизни второстепенны по сравнению с христианством. Он принимал участие в спиритических сеансах в 1876 г. (вместе с Достоевским и Лесковым), которые убедили его в существовании духов, но, как и Достоевский, он считал подобного рода занятия очень опасными (Достоевский писал, что являются не «духи» умерших людей, а «черти»). Стремление к оккультизму объясняется желанием «быстрых» чудес без участия души, без нравственного совершенствования. Совмещение оккультизма и христианства оправдывалось тем, что и то, и другое духовные практики, основанные на вере в иную жизнь, но появились они не в XIX в., а раньше, ведь и в романе Соловьева описываются события XVIII в.
УдалитьДорогая Светлана Анатольевна, спасибо за замечательный доклад!
ОтветитьУдалитьДа, пример из анализируемого Вами текста романа (озарение Калиостро и преклонение перед более сильным соперником) - пожалуй самый яркий случай анагноризиса в докладах нашей конференции.
Но у меня возник вопрос не по тексту романа, а про масонов. У нас в некоторых докладах затрагивается проблема инициации в связи с претерпеванием анагноризиса. А вот в обряде посвящения в масоны (во всяком случае, в его российском изводе) - он связан с просветлением? Хотя просветление предполагалось. Вспомним эти сцены в "Войне и мире" с Пьером: он ХОЧЕТ просветления, но не претерпевает его во время обряда (по воле автора, весьма иронично описывающем данное театрализованное действо). Спасибо!
Дорогой Сергей Викторович, спасибо за вопрос! Безухов, действительно, искал путь к очищению и обновлению своего «внутреннего человека», верил в возможность достижения совершенства, в возможность братской и деятельной любви между людьми и искал их в масонстве. Но сам обряд, который Толстой изображает очень подробно, не предполагал «просветления», об обозначал формальное присоединение к ордену. Пьер ожидал, что ему откроются какие-то великие истины, но этого не произошло. Подозревая, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника, Пьер Безухов поехал за границу для посвящения в высшие тайны ордена, где был возведен в высшую степень. Но и здесь никаких открытий он не сделал, в его выступлениях после возвращения русские масоны увидели признаки иллюминатства. Все эти разочарования приводят Безухова в эпилоге в тайное общество. Анагноризиса не происходит.
Удалить