В. С. Сычева

 

Владислава Сергеевна Сычева,

Анагноризис революции: любовь как путь постижения русской истории в романе А. Мариенгофа «Циники»

Анагноризис, переживаемый главным героем романа А. Мариенгофа «Циники», обнажает истинное лицо революции, воплощением и жертвой которой становится роковая красавица Ольга Константиновна. Постижение истины происходит постепенно: лишь самоубийство супруги открывает Владимиру глаза на силу ее характера и жестокость происходящих событий. Эти откровения воплощаются через неканоническую эстетику художественного метода Мариенгофа: в эпатирующем сочетании красоты и гнусности, характерном для символистской и постсимволистской культуры.

Комментарии

  1. Спасибо за очень интересный доклад!
    Вы упоминали, что у героя понятие о возвышенной любви видоизменяется, пройдя множество испытаний - бытовых и нравственных. Мне стало интересно, а происходит ли прозрение с социальной (или политической) точки зрения в данном произведении?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Владислава Сергеевна Сычевавторник, 26 апреля 2022 г. в 06:12:00 GMT+3

      Анастасия, благодарю за вопрос! Смерть Ольги смещает фокус внимания Владимира с собственных переживаний и побуждает его задуматься о мотивации ее поступка. Ее самоубийство как раз и служит катализатором его анагноризиса революции, т.к. потеря самого дорогого открывает герою глаза на то, что раньше он предпочитал игнорировать.

      Удалить
  2. Спасибо за увлекательный доклад! Скажите, пожалуйста, можно ли анализировать героев романа с точки зрения биографических данных самого А.Б.Мариенгофа?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Владислава Сергеевна Сычевачетверг, 5 мая 2022 г. в 12:31:00 GMT+3

      Спасибо за вопрос! Безусловно, мировосприятие Мариенгофа, которого называли "последним денди эпохи", отражается в эстетствующем образе жизни героев. Встречаются в романе и отсылки к его реальному окружению (неслучайно прообразом Ольги считают актрису Юлию Дижур, супругу Шершеневича, покончившую жизнь самоубийством). Однако называть произведение автобиографическим было бы ошибкой.

      Удалить
  3. Добрый день. Владислава Сергеевна, Вы в докладе говорите, что Ольга хорошо видела и чувствовала "раны революции" и параллельно с этим она, как и ее супруг, испытала анагноризис, но только в личной жизни: поняла, что любит Владимира. Как Вам кажется, почему это осознание не спасло героиню от трагического исхода? И я правильно понимаю, что в романе личное тесно переплетено с социальным? Более того, судьба героев доказывает невозможность принципа "футлярной" жизни?
    Заранее благодарю за ответ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Владислава Сергеевна Сычевачетверг, 5 мая 2022 г. в 12:51:00 GMT+3

      Благодарю за вопрос! В докладе рассматривается анагноризис Владимира, к которому осмысление происходящего приходит постепенно. Характер Ольги в этом плане более статичен, так же, как и скрытая за маской хладнокровного кокетства изощренная любовь к супругу. В отличие от Владимира, Ольга изначально осознает безысходность положения интеллигенции и лишь оттягивает момент самоубийства.
      Что касается социального аспекта, то революция сама по себе -- явление социальное, поэтому рассматривать сюжетную линию романа вне исторического контекста не представляется возможным. Герои вынуждены взаимодействовать с окружающей их действительностью, и если Владимир уходит в себя, концентрируясь на собственных переживаниях, то Ольга вовсе не пытается игнорировать внешние события -- недаром она заявляет Сергею о желании "быть полезной мировой революции".

      Удалить
  4. Спасибо, Владислава Сергеевна! То есть, в "Циниках" "анагноризис революции" совсем не переходит в катарсис. А у кого из авторов этого времени переходит? У большевистских писателей? И то, когда персонажами не становятся утонченные интеллигенты?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Владислава Сергеевна Сычевачетверг, 5 мая 2022 г. в 23:34:00 GMT+3

      Благодарю за вопрос, Сергей Викторович! Понятие катарсиса едва ли соотносимо с большевиками, разве что в упрощенном его понимании. Если говорить об интеллигенции, то своеобразное "упоение стихией" переживают герои романа Пильняка "Голый год", где развиваются идеи "Двенадцати" Блока, но и их катарсис напоминает скорее предсмертную агонию...

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Р.Р. Кожухаров

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ